Кто он, современный заказчик дизайна интерьера?

В предыдущей статье «Беды и страхи российского дизайна интерьера» была обрисована удручающая картина стремительно дешевеющего, как в материальном, так и в эстетическом плане российского дизайна интерьера. Как феномен он появился из бурного развития широкополосного интернета и пиратского софта для визуализации несколько лет назад. Сейчас хотелось бы копнуть поглубже и посмотреть, кто и в каких условиях создает рынок дизайна интерьера?

Кто формирует рынок?

Роль заказчика во многих случаях недооценена. От него зависит не менее 80% результата, хотя бы потому, что он говорит, что хочет и платит за это из своего кармана. То, что рынок архитектурно-дизайнерских услуг формируют архитекторы и дизайнеры — это миф. Рынок формируют заказчики. Если у заказчиков дизайн услуг нет вкуса, то не стоит удивляться безвкусице результата. Дизайнер может лишь предложить спасти утопающий проект, но решение «тонуть или нет» принимает все равно клиент.

По данным социальной сети Facebook в США практикуют более 10 000 000 миллионов дизайнеров и архитекторов. Это в 100 раз больше, чем в России и странах СНГ (ок. 100 000 человек). О чем это говорит? Это говорит о востребованности этих профессий. Соотношение людей, которые заказывают дизайн проекты в США и в России составляет 100/1. Спрос рождает предложение.

Чтобы подтвердить эти цифры, автор просит читателя вспомнить хотя бы два-три магазина дизайна (аксессуары, дизайнерская мебель, предметы интерьера) в своем районе. Наверняка вы вспомните один, а то и вовсе ни одного. Или вспомните два-три интернет-магазина с той же продукцией и, самое главное, пользуетесь ли вы ими? Если даже такие магазины и есть, что в них продается? Скорее всего, пресловутая позолоченная классика. Вот и весь дизайн. Вы никогда не задумывались о популярности магазинов IKEA? Конечно, это и отлаженные сервисы и широта выбора. Однако дело-то немного в другом — IKEA пришла на постсоветский рынок, где дизайна просто не существовало, иначе, на рынок без своих возможных конкурентов.

Очень важным моментом остается то, что традиционно, в нашем обществе, вопросами дизайна ведают женщины — жены мужчин, которые за дизайн платят. При этом мужчинами дизайн воспринимается как нечто из разряда «баловства» слабого пола, а значит не достойного их внимания. Это глубокое отличие российского общества, скажем, от европейского, где мужчины стремятся иметь хороший вкус не только в обстановке квартиры, но и в благоустройстве улиц своих городов.

Нехватка дизайнеров

Безусловно, на людей оказывает влияние советское прошлое, приучившее их жить в «спартанских условиях» без права на комфорт, а вместо запрещенных «буржуйских» книг и журналов о моде и западном образе жизни, читать классику столетней и двухсотлетней давности. Не в этом ли причина популярности декора и архитектуры XIX века у современного россиянина?

Однако все вышеперечисленное постепенно уходит прошлое. Люди путешествуют по миру, видят, как живут иностранцы. Появляется желание жить также, и жить со вкусом, «по-современному». Находится заказчики дизайна, желающие изменить свой образ жизни. Но что может предложить таким людям российский дизайнер? К сожалению, мало чего стоящего, ведь он привык работать с пышной мраморной классикой и ар деко а ля «отель 1910-х», или смешивать все это и называть «эклектика».  Самое печальное, что такой вектор в дизайне избирают молодые дизайнеры, думая, что они окажутся в «тренде» и смогут заработать на этом. Они упорно не хотят изучать меняющиеся вкусы населения и тенденции рынка.

По этой причине высококлассных дизайнеров интерьера на территории Российской Федерации, работающих в современных разновидностях стиля в дизайне,  пока еще мало. А ведь скоро вырастет поколение людей, воспитанное на продукции Apple и широкополосном Интернете. Что нужно будет им и смогут ли они получить соответствующий дизайн на российском рынке этих услуг?

Автор: Виталий Злобин

Смотрите также:

Беды и страхи российского дизайна интерьера

Плюсы и минусы 3D Max для рынка дизайна интерьера