Беды и страхи российского дизайна интерьера

Перед тем, как начать этот цикл статей, я бы хотел пояснить, что речь пойдет о таком феномене как «российский дизайн интерьера», под которым я понимаю деятельность как минимум двух поколений дизайнеров, начиная с 1990-х годов и заканчивая 2010-ми. Географически этот термин имеет право на существование на территории Российской Федерации, как правило, в крупных и крупнейших городах, а также в некоторых странах СНГ. Но материал, представленный здесь, больше относится в к Москве и Московской области. «Беды» — это все противоречия на сегодняшнем рынке дизайна интерьера в России. «Страхи» — отношение заказчиков ко всему этому. Какими же особенностями отличается наш дизайн? Начнем с главных бед.

Его не существует

Первая и самая главная особенность — это то, что «российского дизайна интерьера» формально как бы не существует. Он не признан в мире, о нем не пишут в международных изданиях (за исключением десятка имен, сделавших проекты в Восточной Европе), ни один ВУЗ, обучающий средовому дизайну, не котируется за пределами Российской Федерации, а на выполнение большинства крупных и значимых проектов в Россию приглашаются иностранные специалисты.

Тем не менее, по приблизительным данным социальной сети Facebook, на территории Российской Федерации и стран СНГ ведут свою деятельность более 100 000 дизайнеров и архитекторов (это только Facebook, без учета таких популярных социальных сетей как Vk.com и odnoklassniki.ru).

Так же российский дизайн существует на фоне тотальной безвкусицы окружающего бытия, неграмотности заказчиков, высоких гонораров известных (в России) дизайнеров, доминирования строительного лобби с «панельной» архитектурой, и безобразной российской мебели (российских аксессуаров не существует в принципе).

Мыльный пузырь

Если говорить о рынке дизайна интерьера в России, то наблюдается следующая картина — рынок прочно поделен на две части. В первой части Интернет буквально разрывается от предложений этого вида услуг. Причем дизайнеры готовы работать за стоимость ниже стоимости еды. Основная масса предлагаемых к вниманию заказчика работ не представляет собой никакой эстетической ценности. У людей просто нет вкуса и опыта, они знают 3D Max и этого, по их мнению, достаточно для работы.

Подобная ситуация наблюдалась несколько лет назад на рынке фото услуг, когда, из-за дешевеющей профессиональной фототехники, каждый мог позволить себе стать «фотографом» и даже немного заработать на этом. То, что дизайнеры сами «загнали» рынок своих услуг и испортили слово «дизайн» еще мало кем из них осознанно.

Некоторые заказчики уже научились этим пользоваться. Кто-то получает от дизайнера только картинки за небольшие деньги, отказываясь от проекта. Кто-то устраивает целые on-line аукционы по выбору дизайнера, опуская цены до 2000 рублей за дизайн проект интерьера (да-да, это не шутка!). Кто-то выбирает дизайнера по принципу «сделайте эскизник бесплатно, если понравится, тогда заплачу :-) , собирая при этом 10-20 эскизов, а значит бесплатных идей. Люди не понимают, что обесценивая труд дизайнеров, они обесценивают свои же проекты. Отношение к таким проектам будет соответствующе-неуважительным как к дешевому ширпотребу даже у самого заказчика.

Стареющая элита для «своих»

Другая часть рынка дизайна интерьера в России — это немногочисленные «элитные» дизайнеры, которые обслуживают узкий круг самых платежеспособных заказчиков. Эта часть в отличие от предыдущего «мыльного пузыря» постепенно уменьшается. Примечательно, но, как правило, эта «элита» сформировалась в период середины, конца 90-х – начала 2000-х годов. Молодых дизайнеров среди «элиты» увидеть крайне сложно.

Среди упомянутого круга дизайнеров, безусловно, есть талантливые и опытные мастера, есть и дизайнеры, работающие в современных стилях. Но в общей массе стили, в которых работают «элитные» дизайнеры, отличаются не то чтобы большим вкусом, современным дизайном, экологичностью или яркими находками в интерьере. Прежде всего, они выделяются гигантскими суммами, вложенными в дизайн, использованием самых дорогих материалов и мебели. Чаще всего это пышная классика, в которой мрамор громоздится на мраморе, а золото на золоте.

Два полюса этого рынка сосуществуют в условиях отсутствия необходимости в дизайне у подавляющего числа населения. Очевидные противоречия являются только внешними проявлениями такого явления как российский дизайн интерьера. Далее мы поговорим о внутренних.

Автор: Виталий Злобин

Смотрите также:

Кто он, современный заказчик дизайна интерьера?

Плюсы и минусы 3D Max для рынка дизайна интерьера